Много писала про такие моменты в разных статьях, но нигде не сводила все в единую систему в виде кратких тезисов.
Чтобы SEO-продвижение было более эффективным (а иногда это — единственный шанс ему быть эффективным в принципе), нужно понимать, в каких точках и что стоит проанализировать, чтобы получить кристально четкую картину — что творится в ТОПе, что творится с вашим сайтом. Отсюда можно будет сделать большое количество выводов и составить план на продвижение.
Кратко пройдусь по таким «узким местам», куда которые дают ясность в работе, по самым частым ошибкам и слепым местам:
Что в ТОПе?
— Какого рода сайты находятся в ТОПе (по вашему региону) по выбранным вами ключевым запросам — интернет-магазины, сайты услуг, отзовики, статейники, агрегаторы?
Насколько то, что в ТОПе соответствует тому, что вы продвигаете или хотите продвинуть? Осознаете ли вы это все или действуете вслепую?
— Какого рода страницы в ТОПе по нужным запросам — главные страницы сайтов, категории, карточки, статьи, страницы прайсов, «о компании», или что-то еще?
— Информационные или коммерческие страницы в ТОПе по интересующим вас запросам?
— Есть ли в ТОПе в категориях тексты до или после листингов товаров тексты, какого размера тексты и статьи у конкурентов, что вообще там представлено, какой ассортимент?
Хотя тут такой нюанс — в ТОПе часто стоят очень сильные по хостовым факторам интернет-магазины, поэтому им позволено многое — они могут не иметь текста в категориях, не иметь даже вхождения запроса. Вы же не встанете более-менее высоко, если у вас не будет точных вхождений. Поэтому, чтобы стоять повыше хотя бы по НЧ запросам, я бы, все-таки, рекомендовала особенно молодому интернет-магазину, иметь 1) короткие интересные тексты до и 2) чуть более длинные после листинга товаров. Короткие тексты до — с вашими УТП, количеством товаров в данной категории, самым выгодным и интересным, что у вас есть по цене, выбору, доставке и пр. В 2-3 коротких предложения.
Но (!) при этом бывают ситуации, когда, убрав текст из листинга вообще, ситуация улучшается.
Если вы делаете статью, то чтобы переплюнуть другие посты в ТОПе на эту тему, можно сделать в несколько раз больше, сделать Power Page («супер-контент») и выйти на самый верх — т.е. размер текстов конкурентов — не прямой указатель, как нужно сделать вам, но стоит оглядеться, что происходит.
— Есть ли в ТОПе по тем запросам, которые вы хотите продвинуть на одной странице, прецеденты, чтобы одна и та же страница по всем этим ключам занимала верхние места?
Вот почему разница в сервисах и вашем браузере будет ощутимой.
— Какова общая видимость сайта? Устраивает ли она вас? Есть ли перекос на какие-то отдельные несколько страниц или отдельный тип страниц? Если есть, то почему такое происходит, как вы думаете?
— Есть ли ярко выраженная любовь или не любовь Гугла или Яндекса к сайту? Почитайте про то, что больше любит та или другая поисковая система. Правда, сейчас еще добавился такой момент, как YMYL страницы и сайты в Google.
— Были ли резкие падения трафика в одной или другой поисковой системе за последние несколько лет?
— Что за страницы вашего сайта сейчас являются релевантными в Гугле и в Яндексе по конкретным запросам? Насколько часто есть различие между немного разными запросами в одной и той же поисковой системе? Насколько часто есть разница в Яндексе и Гугле по одному и тому же запросу? Насколько они соответствуют тому, что в ТОПе? Насколько релевантные соответствуют вашим целевым (куда вы хотите привести людей), исходя из типа страниц из ТОПа?
— Какие страницы сайта самые трафиковые? Устраивает ли вас это? Целевой ли это трафик или случайный? Каково количество трафика на них?
Если поискового трафика на странице много, то лучше ничего не трогать по оптимизации и текстам — «работает — не трогай». Только ссылочное, перелинковка, может, улучшение подачи текста, поведенческих факторов. Если количество посетителей у самых трафиковых страниц не очень большое, то там можно улучшать и текст, содержимое — чтобы оно больше подходило под интент (намерение) пользователя, который приходит по нужным вам запросам на ваш сайт. LSI слова хотя бы на самые важные страницы? Бесплатно глянуть видимость сайта можно вот такими сервисами. Найти много вариантов запросов, которые у вас еще не задействованы, можно тем же бесплатным Буквариксом (и платный тариф у него дешевый).
— Есть ли в руководстве по супер-контенту есть много интересного насчет того, где брать идеи для контента.
— Какие из страниц близко к ТОПу? Снимите те, которые стоят от 50 до 10-й позиции, выберите самые интересные и целевые, и просто сделайте на него разнообразное ссылочное, и побольше естественного — бесплатные, платные меры, аутрич. Правила формирования тайтлов и мета дескрипшн я прописывала тут.
— Нет ли переспама в Meta Keywords? Заполнено это поле или нет — не так важно, а вот переспам может быть сигналом, что вы пытаетесь манипулировать выдачей.
— Нет ли переоптимизациии, переспама?
Тут вот обратная сторона медали тщательной оптимизации — за слишком частое употребление (а по факту даже за несколько), за слишком частое использование топонимов, за длинные коммерческие ключи в тексте, за использования в Тайтле, например, таких цепочек, как «купить товар в Москве» и тем более за «Купить товар недорого в Москве» могут дать фильтры. Хотя при этом у конкурентов в ТОПе у всех все может быть или так или еще хуже. Наращивайте хостовые и другие факторы — с возрастом сайта, с ростом его объема, с ростом тайпин трафика, с ростом упоминаний бренда и ссылок с брендовыми анкорами, с увеличением разнообразной качественной ссылочной массы, если у него будут хорошие поведенческие факторы — ему будет сходить с рук больше. Я по фильтрам переоптимизации Яндекса тут. Или ориентироваться только на одну поисковую систему.
Мобильная версия, технические ошибки
— Есть ли мобильная или адаптивная версия (лучше адаптивная, почитайте все подробности, почему так, и другие тут)
— Есть ли HTTPS? Уже точно давно пора.
— Есть ли редирект между версией с www и без www и между https и http — все ли корректно с ними. Это очень частая ошибка. Есть ли редиректы с /index.html или index.php на / Чтобы не создавалось лишних дублей и других проблем с продвижением.
— Отдают ли ответ 404 серверу битые ссылки, или ответ 200? Часто встречаю 200 или редирект на главную — это ошибки.
— Просканировать сайт на битые ссылки 404, редиректы, все внимательно изучить, поправить.
— Исследовать скорость вашего сайта, насколько оптимизированы картинки — сегодня это все более и более весомый фактор в ранжировании.
— Что у вас с robots.txt? В нем часто бывают ошибки. Дайте исследовать его грамотному специалисту.
— Что с длиной URL, что они из себя представляют, как выглядят, ЧПУ? Не слишком ли много параметров передают, не отличаются ли резко из всех в вашем ТОПе?
— Проверяли ли вы свой сайт на предмет других технических ошибок? Учебник «Технический SEO-аудит своими руками» с пошаговыми рекомендациями на на 175 страниц вам в помощь.
Можно (и нужно) посмотреть сайт вот такими Netpeak Spider — там дается полноценный тестовый период, поэтому вы совершенно бесплатно можете проанализировать свой сайт мощной программой.
— Screaming Frog SEO Spider (вот, к примеру, SiteAnalyzer — бесплатный софт для аудита
Недорогие платные сервисы:
— Saitreport.ru (если анализируете свыше 50 страниц)
В отчетах этих сервисов и программ вы можете отловить где-то одни, где-то — другие важные ошибки.
Ссылочное
— Достаточно ли его? Насколько он хоть более-менее соответствует объему ссылочного конкурентов в ТОПе?
— Какого оно качества? Достаточно ли разнообразное? Какова динамика его прироста? Не было ли скачков, фильтров?
— На какие важнейшие целевые страницы или близкие к ТОПу стоит добавить ссылочного, чтобы подопнуть страницы повыше к ТОПу по позициям?
— Есть ли у вас брендовые анкоры ссылок, упоминания названий вашего товара, компании, проекта в сети без ссылок, чтобы сформировать тайпин трафик?
Подробности про ссылочное продвижение я писала в статье «Линкбилдинг в 2019 году».
Поведенческие факторы
— Что у вас с оформлением текста? Часто по-прежнему встречаю сайты с темным дизайном, или очень маленьким шрифтом — совершенно нечитабельные для людей, настоящее издевательство над посетителями.
— Что написано у вас на шапке? Есть ли четкое позиционирование проекта? Понимают ли люди, куда попали, не закрывают ли сразу? Транслируете ли вы четко и заметно свои УТП — то, чем вы действительно лучше ваших конкурентов? Указана ли у вас география проекта на сайте?
— Какие страницы сайта у вас с самым высоким отказом? Посмотрите их, что можно сделать. По каким запросам приходят люди на них и чего от них хотят, и что получают?
— Достаточно ли четко вы выдаете людям самое важное, то, что они ищут? Достаточно ли вы заботливы? Отвечаете ли на часто задаваемые вопросы?
— Что у вас с малополезным контентом? Удаляйте или объединяйте его. Про метод обрезки пошагово подробно написано в учебнике «SEO-Монстр 2020».
— Что еще можно сделать, чтобы сделать ваши тексты более интересными и полезными? Добавить изображения, графики, таблицы, прайсы, видео, списки, разбить лучше на подзаголовки или что-то еще?
— Как можно доработать текст, чтобы он стал более ценным вашей целевой аудитории? Как можно поправить заголовок, сниппет, чтобы на него чаще кликали?
— Как можно организовать перелинковку, добавить подписные формы, ссылки на похожие тексты, блоки товаров внутри статей и так далее, чтобы люди делали больше переходов и других действий внутри сайта?
Коммерческие факторы
Коммерческие факторы в первую очередь важны для Яндекса.
»SEO-Руководство для новичков и не только. 12 шагов»