Проблемы в сфере обучения SEO и интернет-маркетингу примерно такие же, как и в других сферах:
— источников очень много, и сложно тратить столько времени на их мониторинг.
— высокий уровень практически никто не преподает, все постигается на своем опыте.
— много ответвлений, которые сами по себе глубоки – семантическое ядро, веб-аналитика, линкбилдинг, технический аудит сайта.
Но в целом больших проблем нет. И источники знаний есть, как бесплатные, так и платные — много пишущих сеошников-практиков, есть Youtube-каналы, Телеграм-каналы, блоги, конференции, тренинги, закрытые мастер-классы. Все это будет ниже.
В первую очередь хочу написать даже не о том, где брать знания, а о том, как подходить к самому процессу обучения.
Содержание:
1. Процесс обучения
На меня пока в этом плане ощутимо повлияли 2 книги – «Системность во всем» Сэма Карпентера и «Как научиться учиться» Андрея Парабеллума.
Книга «Системность во всем» учит видеть во всем системы и оптимизировать, улучшать их – прописывать себе протоколы разных своих действий – как именно вы их воспроизводите, шаг за шагом. И потом смотреть со стороны — какие шаги и как можно оптимизировать, где сократить временные расходы и расходы вашей энергии из-за хаоса, какие пункты вообще делегировать или выкинуть.
А книга «Как научиться учиться» в первую очередь дала мне понимание, что или ты учишься чисто ради знаний, либо учишься и сразу же применяешь – ради практического результата.
Или то, или то.
Другого варианта нет.
Если просто впитываешь знания – результата не будет, нигде их не применишь, разве что каким-то чудом.
Потому что, во-первых, не нацелен, нет такой задачи — увидеть такой-то конкретный результат от этих знаний.
Во-вторых, нет навыка знания тут же превращать в результат.
В-третьих, просто не остается времени — обучение съедает все, что есть.
От Андрея Парабеллума:
«Знания не равно результатам.»
«Знания ни к чему не приводят, мало этого, понимаете, я вам еще больше расскажу: чем больше знаний – тем меньше действий.
Кто это видел в жизни? Что чем больше мы что-то знаем, тем меньше мы что-то делаем? Может быть, не мы, а люди, которых мы знаем, да? Близкие нам.
Что чем больше знаний, тем меньше делания. Времени потому что на делание не остается.»
«Проблема в том, что вы пытаетесь понять, как это работает до начала действий. Вот, наверное, еще одна, финальная иллюзия, о которой хочется сегодня говорить до того, как мы перейдем к практике.»
«У многих в голове живет иллюзия, что прежде чем начать, нужно в чем-то разобраться. Здесь правило такое: абсолютно все, что мы узнаем из теории, до того, как мы попробовали это на практике, равно нулю. Ценность всего того, что мы узнаем до практики равно нулю.
Почему? Потому что после практики оно по-другому ложится.»
«Вам нужно сначала начать делать, и параллельно набирать информацию.
Чем больше вы будете делать – тем лучше информация у вас будет ложиться.»
То есть, нужно делать из своего обучения не просто непонятный хаотичный тянущийся нескончаемый процесс.
А серию проектов с измеримым результатом.
ОПТИМАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ ОТ МЕНЯ:
1. Составить себе серию проектов (целей с измеримым результатом, по SMART)
2. Выделять на обучение какое-то конкретное время, с триггерами, условиями для старта занятий. Например, ежедневно первым делом после завтрака. Или ежедневно в 17.00, когда заканчивается моя основная работа, я делаю себе чай с медом и сажусь обучаться на 30 минут.
3. Начинать с малого и разгоняться постепенно. Главное – непрерывность, как и при формировании любой привычки. Поэтому лучше стартовать с 10 минут ежедневно, чем пытаться внезапно начать читать по книге в день и сразу применять.
Если вы будете выполнять ежедневно по 10 минут, у вас от соответствия ожидаемого и результата будет выделяться гормон счастья дофамин. Ежедневно. А если будете ставить цель выделять на обучение 1-2 часа в день и регулярно это заваливать, то будет выделяться гормон стресса — кортизол. И потом вас очень сильно потянет убрать мысли об обучении, совсем забросить эту идею, лишь бы не испытывать стресс постоянно.
4. С правильно поставленным дедлайном по завершению проекта – не слишком близко и не слишком далеко.
5. Сразу после получения информации, знаний о том, как делать — переводить ее в делание, т.е. в работу над проектом. Лучше всего в этом помогают практические тренинги с домашками с известными SEO-экспертами, которые лично проверяют ваш результат — где вы не сможете продвинуться дальше, не сдав задание. Это тренинг Дмитрия Шахова в первую очередь, который я регулярно рекомендую (информация ниже).
6. Идеально было бы иметь окружение, где ты отчитываешься по движению вперед. Для меня это в первую очередь форум манимейкеров MFC от Яра Громова и Олега Василенко, где я завела в «Дневниках успеха» дневник с отчетами продвижения по проекту, который подразумевает и обучение, и внедрение обучения в действие. Таким же вариантом «Окружения» являются для многих блогеров финстрипы — они выносят свои отчеты в окружение своих комментаторов.
7. Получать результаты, вдохновляться ими, мотивироваться на дальнейшее делание. Отчитываться себе или в окружении, замерять движение, результаты, выхлоп.
Для облегчения процесса обучения, убирания хаоса, я еще делаю следующее:
Веду в менеджере персональной информации конспекты, сохраняю все самое важное по полочкам.
Веду систему по прохождению самих тренингов.
Также в усвоении очень помогает делиться с другими людьми тем, что понял, узнал, опробовал или завести напарника.
Когда у меня нет времени на то, чтобы смотреть многочасовые видео и вебинары, часто перевожу их в MP3, если они не сильно сложные технически. С помощью этого способа я уже получила знаний на пару десятков часов за последний месяц. А могла бы и не узнать ничего.
Вот подробнее про перевод процесса в серию проектов пишет Андрей Парабеллум в своей книге «Как научиться учиться»:
«Для того, чтобы эффективно научиться чему-либо, мы переводим процесс изучения, английского языка, например, в серию проектов. То есть, не в один проект – он будет слишком большим, а именно в серию проектов.
Например, проект номер 1, в английском языке – я хочу, чтобы у меня была возможность поговорить 15 минут с иностранцем на английском языке, и мы друг друга понимали. Проект? Вполне себе проект.
Следующее: я хочу самостоятельно поехать в англоязычную страну, самостоятельно забронировать отель, добраться от аэропорта в отель, там провести выходной, или 1-2 дня, и вернуться обратно, без переводчиков и сторонней помощи, и чтобы вполне себя комфортабельно чувствовать. Проект? Вполне себе проект.
Я хочу на английском языке смотреть сериал «Друзья» и понимать большинство всего, что они говорят. Допустим, даже с субтитрами. Проект? Вполне себе проект.
То есть, мы из общего процесса «выучить английский язык» делаем серию проектов, или серию результатов, к каждому их которых нас будет вести какой-то процесс, чтобы нам добиться именно этого результата.
А теперь распишите свои цели, свои процессы в серию результатов.
Пишем сейчас, каждый для себя, по каждой задаче.
Например, «научиться плавать». Как это можно сделать в серию? Например, 1 – взять курс. Серию уроков для того, чтобы научиться быстро плавать на 100 метров, быстро, максимально быстро, на скорости вот такой-то.
Следующее – для того, чтобы проплыть 1 километр. Следующее – чтобы проплыть один километр в открытой воде.
То есть, вы для себя решаете серию плавательных результатов, делаем из нее серию проектов, и по каждому из проектов дальше будем писать план. Но это я уже забегаю немножко вперед. Пишите серию небольших результатов, к каждому их которых мы будем выстраивать проект. Поехали, пишем.
При этом, если в качестве результата вы указываете развитие бизнеса или получение знаний – это опять все немного общее. Пройти тренинги, пройти курсы – это все процессное.
Это неизмеряемые цели. Цели должны быть измеряемыми».
Еще в книге был интересный момент про иллюзию знания:
«Знания – вещь самодостаточная, и этот голод насытить практически невозможно»
«Уже сейчас есть ниши и темы, которые меняются быстрее, чем средняя скорость обучения».
«Есть еще одна иллюзия, напрямую связанная с обучением.
Большинство людей верит в то, что сначала мы накапливаем знания, потом мы переходим от знаний в практику, дальше у нас начинают получаться результаты, этот весь процесс выливается в навыки, и потом с помощью этих навыков мы получаем большие результаты.»
И вот еще из книги о том, как и почему работает следующее: просто прийти на практический тренинг, и четко выполнять все задания, еще не обладая нужными знаниями.
И получать ГОРАЗДО БОЛЬШИЙ результат, чем все те, кто много лет накапливают знания.
«В этом случае человек получает большие результаты не как результат своих навыков, а как результат чужих навыков + своей мотивации + правильной среды.
То есть тот, кто понимает, как нужно сделать большие результаты, пишет ему инструкцию.
И человек тупо работает по инструкции и получает сразу большие результаты.
Такое бывает, для этого не нужны знания, практика, не нужны навыки – можно сразу перепрыгнуть в большие результаты.
Но. Из-за того, что у человека не было знаний, не было практики, и нет навыков – там есть 2 проблемы:
1. Человек не понимает, как от этого скрипта отойти в сторону: то есть, он по скрипту может получить результат, любым другим способом – нет.
2. Он не может получать эти результаты постоянно, то есть, ему все равно после этих результатов нужно вернуться, получить какие-то знания, применить их на практике, потом получить небольшие результаты, получить навыки – по этому пути все равно приходится проходить. Но уже можно его проходить после того, как человек получил большие результаты.
Здесь нужен навык делать – правильно. С этим я совершенно согласен.
Просто, чтоб вы понимали: вот эта пятиходовка – знания, практика, результаты, навыки, большие результаты – сделана для того, чтобы, самое главное, вам было комфортно переходить от уровня к уровню.
Если есть знания – можно к практике переходить, есть практика – можно к результатам, есть результаты – можно к навыкам, есть навыки – можно переходить к большим результатам. Чтобы вам было комфортно.
А если вы приучитесь жить вне зоны комфорта – тогда вам это можно обходить просто одним прыжком, навык просто тупо делать по чужим правилам, тоже вполне себе работает. Можно прыгать в большие результаты, и по ходу дела набирать практику и знания. Ничего сложного здесь нет.»
Чтобы получить больше интересной информации на эту тему, ищите книгу Андрея Парабеллума «Как научиться учиться».
2. Источники знаний по SEO
Про это я пишу очень часто в своем блоге и соцсетях — делаю подборки блогов, анонсирую учебники, курсы, лучшие статьи других авторов, и так далее.
Вот некоторые проверенные источники, которые я использовала и использую сама:
Тренинги
Как раз после всего того, что писал Андрей Парабеллум выше, становится понятно, почему такие хорошие результаты дают SEO-курсы от известного SEO-эксперта Дмитрия Шахова. Это практическое обучение на 9 недель под его личным руководством, где вы не просто получаете теорию, а сразу же с первого занятия начинаете работать над своим сайтом.
«Глаза боятся, руки делают». Теорию не особо знаешь — но делаешь все, что было сказано. Видишь положительные результаты, движение — это дает энергию и мотивацию на следующие действия.
Либо теорию знаешь, но руки не доходили до ее системного пошагового применения к сайту. А теперь доходят, потому что есть конкретные задания и надо выполнить. Плюс не хочется терять шанс задать вопросы очень опытному специалисту.
Даже если еще не особо готов, то само втягивание в процесс очень хорошо работает — начинают появляться конкретные практические вопросы по данной ситуации, вашему сайту (Дмитрий на все отвечает), подыскиваются инструменты, становится понятно, чего не хватает для получения большего результата.
Аналогичный тренинг по контекстной рекламе проходит у Ильи Исерсона — тоже на 100% практический, пошаговый и системный. Только длится еще больше — 4 месяца. По контексту рекомендую именно его.
Есть и много других SEO-тренингов, но чтобы не распылять внимание от действительно работающего, я не буду писать о других, тем более, что я мало какие проходила из подобных больших, комплексных, или они не стоят того, чтобы их рекомендовать.
Насчет прохождения тренингов есть такой интересный момент. Часто люди ругают: «этот тренинг плохой, это я все знаю». Но опять же, все как говорил Парабеллум выше — мы очень часто копим и копим знания, но не применяем. Да, в тренинге или на вебинаре все известно, например, мы кивнули головой и разочарованные ушли дальше.
Но можно же совсем по-другому ко всему относиться. Думать не о том, насколько эксклюзивную и неизвестную мне информацию выдал спикер, не в обсуждение его персоны энергию сливать, а о том, что Я могу сделать, чтобы МОЕМУ сайту и бизнесу стало лучше от этой информации и этих идей.
Одна маленькая, хорошо и давно всем известная, избитая тема, но примененная к вашему проекту по полной, может дать гораздо больше результата и денег, чем какие-то новые секретные секреты, которые вы узнали, но не использовали.
Просто внедряйте, раскручивайте любую идею по максимуму для себя. Это я в целом про обучение, а не про курсы выше. Курсы Шахова и Исерсона включают много эксклюзивной практической информации на основе очень большого опыта их создателей.
Учебники
Самые лучшие и проверенные учебники, где есть очень много практической системной информации по белому SEO, всем его направлениям, включая мобильное продвижение и юзабилити, это от Dr.Max:
— «Руководство по техническому аудиту сайта»
— «SEO-Монстр 2020»
Блоги и Youtube каналы
Подборка 56 открытых SEO-специалистов, которые делятся опытом в соцсетях, и всех их эккаунтов
Slideshare
Недооцененный многими кладезь информации — презентации. Если у вас есть какой-то узкий вопрос и вы не нашли на него ответа — вводите в поиске на сервисе Slideshare свой вопрос и самые разные его синонимы. И в ответ вы получите в том числе презентации с когда-либо проводимых докладов на конференциях.
Это очень практический источник информации, но стоит смотреть на дату публикации — что-то может и устареть.
Бесплатные SEO-курсы
У меня есть такой бесплатный комплексный SEO-курс. Могу его порекомендовать, т.к. делала качественно, вроде и для новичков, но при этом достаточно глубоко. У многих уроков за основу взяты статьи из этого блога, все подробно пошагово по полочкам расписано, отзывы хорошие.
А также точно могу посоветовать: