IBC Russia 2014: «Исследования алгоритмов поисковых машин»

С 27 по 28 ноября 2014 года, в Москве проходила крупнейшая отраслевая конференция для рынков интернет-маркетинга и веб-разработки «Интернет и Бизнес. Россия». Объединяя в себе такие многолетние и известные проекты, как «Сайт» и Optimization, Конференция «IBC Russia» стала ответом на заинтересованность бизнеса в единой экспертной площадке. Мероприятие организовано компанией «Ашманов и партнеры» совместно с Российской ассоциацией электронных коммуникаций.

В ходе секции «Исследования алгоритмов поисковых машин» участники обсудили вопросы обнаружения фильтров и санкций на сайте, вывода сайта из-под фильтров. Поделились своими открытиями по поводу последних изменений поисковой выдачи. Модератором секции стал Сергей Людкевич, независимый консультант.

Евгений Аралов: Анализ снижения трафика в Google

В рамках секции выступил Евгений Аралов из компании Siteclinic. Его доклад получил название: «Анализ снижения трафика в Google»

По словам докладчика, сегодня «просадка» трафика из Google стала актуальной проблемой для владельцев многих сайтов. При этом важно учесть, что доля поискового трафика из Google в Рунете составляет 40%:

Если владелец ресурса замечает снижение поискового трафика из Google, первое, что следует сделать – проверить сайт на ручные санкции. Их наложение, к примеру, может быть связано с тематикой сайта.

Если ручные санкции не наложены, надо проверить, не попал ли сайт под действие алгоритмов «Пингвин» и «Панда».

Вторая возможная причина понижения в выдаче – это наличие технических ошибок на сайте. Список основных ошибок при резкой потере поискового трафика может выглядеть примерно так:

При этом важно понимать, что Google и Яндекс по-разному реагируют на технические ошибки.

Также сайт может резко «просесть» в выдаче Google из-за ошибок внутренней оптимизации. Так, например, владельцы блога о здоровье в конце мая-июне 2014 года наблюдали резкое падение трафика.

Как выяснилось позднее, трафик просел на страницах, где было больше всего комментариев. В ходе анализа было установлено, что на этих страницах создавались дубли. Это и стало главной причиной резкого снижения позиций ресурса в выдаче.

Ещё одним показательным примером стало резкое снижение поискового трафика из Google на страницу категорий сайта автомобильных шин. Ресурс сильно «просел» в сезон.

Как выяснилось по итогам анализа – на страницах сайта было много, так называемого, поискового спама.

Аудит ресурса показал, что на странице категорий под кнопкой «Показать описание» текст в кэше был скрыт.

После того, как ошибку устранили, поисковый трафик из Google начал постепенно восстанавливаться.

Вопрос из зала После того, как Google и Яндекс начали закрывать информацию о переходах по запросам, сервиса Google Analytics стал практически бесполезен. Как анализируете трафик по запросам?

Евгений Аралов: Мы работаем в основном с Google Analytics, но по каким запросам переходили на домен, сейчас узнать нельзя.

Дмитрий Севальнев: Санкции поисковых систем – новый виток борьбы

Завершил секцию Дмитрий Севальнев, представитель компании «Пиксель Плюс». Его доклад носил название: «Санкции поисковых систем – новый виток борьбы».

Прежде, чем перейти к основной части Дмитрий напомнил слушателям, что на каждое действие поисковой системы можно попытаться найти противодействие.

Основные типы санкций, реализуются следующим образом:

При этом, если сайт коммерческий, то к нему чаще применяются санкции верхнего ряда.

Текстовые фильтры

Чтобы понять, какой именно текстовый фильтр был наложен на продвигаемый запрос или документ, можно руководствоваться следующей таблицей признаков:

Чтобы снять фильтр «Переспам», необходимо модифицировать запрос.

Далее докладчик сообщил, что летом 2014 года, вероятно, появился новый текстовый фильтр. Именно в этот период многие сайты резко потеряли позиции в Яндексе. Любопытно, что «Новый» текстовый фильтр актуален не только для Москвы (как по запросам с СНСС, так и без СНСС), но и для других регионов. При этом колебания в выдаче были весьма ощутимыми.

Дата внедрения фильтра близка к дате отмены ссылок – это может затруднять владельцам сайтов диагностику истинных причин потери позиций. При этом потеря позиций расширяет ранее наблюдаемый диапазон 5-40 пунктов и часто составляет более 100 пунктов. Все это позволяет говорить о «Новом» антиспам-алгоритме, который не связан с отменой ссылочного.


Обнаружение нового фильтра осуществляется с применением следующей последовательности действий:

  1. В Яндексе задается анализируемый поисковый запрос.
  2. Далее следует поверить текущую позицию сайта по нему.
  3. Исключить все возможные причины данного поведения: фильтра аффилированности, фильтра на одинаковые сниппеты, ошибки ответа сервера и т.п.
  4. При помощи операторов расширенного поиска создать запрос и сравнить позицию своего с сайтами, находящимися на 1-15 позиций выше.
  5. В случае, если наблюдается различие в ранжировании документов в общей выдаче и искусственно созданной (суженной до нескольких сайтов) - имеет место влияние нового фильтра.

Чтобы выйти из-под «Нового» фильтра, необходимо:

  1. Уменьшить длину и спамность заголовка окна браузера Title.
  2. Уменьшить число чистых вхождений продвигаемого запроса в текст документа (изначально – двукратно).
  3. Пересмотреть проценты вхождений слов из данных продвигаемых запросов в сторону уменьшения (изначально – двукратно).
  4. Отправить текст на корректорскую проверку, то есть – устранить все несогласованные словосочетания, трудночитаемые предложения, орфографические и пунктуационные ошибки.
  5. Уменьшить объём текста (изначально – на 15-30%).
  6. Устранить избыточное использование html-тегов логического выделения – <b>, <strong>, <em>, <i>, <u>, <h1>–<h6>.
  7. Добиться равномерного распределения ключевых фраз в коненте.

Завершая разговор о выходе из-под нового фильтра, Дмитрий Севальнев отметил, что иногда проще переписать текст, чем исправлять все по списку.

Фильтры Google

Если говорить о Google, то график «поведения» сайта, попавшего под фильтр «Пингвин» будет выглядеть следующим образом:

Чтобы добиться снятия фильтра «Пингвин», необходимо осуществить выгрузку полного списка ссылок, ведущих на сайт. При этом рекомендуется использовать все доступные источники внешних ссылок на сайт – от панелей вебмастера Google и Яндекс, до используемых ссылочных бирж и сторонних сервисов, таких как: ahrefs, LinkPad, Megaindex и др.

Также важно осуществить проверку ссылочных доноров по ряду ключевых показателей, таких как: положение ссылки на странице-доноре; PR главной страницы и PR страницы-донора; число уникальных исходящих ссылок на страницы сайтов, деленное ан общее число в индексе страниц Google (без учета поддоменов); посещаемость донора в месяц (уникальные пользователи); Наличие в контенте и анкорах страницы-донора стоп-слов из «взрослой» лексики; число уникальных пользователей ссылок (акцепторов).

Также необходимо осуществить выделение по фильтрам с применением логики оператора ИЛИ. Проанализировать: положение кода со ссылкой на странице ниже 90% всего кода документа; PR главной страницы менее PR страницы-донора; число уникальных исходящих ссылок на сторонние сайты, деленное на число страниц в индексе 1; посещаемость в месяц; встречаются ли на странице-доноре слова из списка стоп-слов; наличие на странице-доноре более 7 внешни исходящих ссылок.

Все выделенные доноры необходимо привести к виду – domain:site.ru и сформировать txt-файл, где каждый донор будет указан с новой строки.

Убедиться, что процент чистых вхождений продвигаемых фраз в новом анкор-листе не превышает 3-5%.

Отключить полученный список доноров, используя Disavow Links. При том, важно проверить, работает ли данный инструмент для ресурса. Важно понимать, что даты выхода из-под фильтра не будут синхронизированы с апдейтами.

Санкции за накрутку поведенческих факторов.

В целом, подобная ситуация не нова для отрасли. Так в 2011 г уже была реализована операция «Чистый поиск». В наши дни санкции за накрутку ПФ встречаются довольно часто.

Обычно таким санкциям подвергаются сайты, которые:

  • Оказываются последними в поисковой сессии пользователя, осуществляющего накрутку.
  • Отличаются повышенными показателями таких метрик, как: число просмотренных страниц на сайте; время, проведенное пользователем на сайте после захода из выдачи; процент возвратов на выдачу.

Алгоритм диагностики сайта на попадание под фильтры может выглядеть следующим образом:

Завершая выступление, докладчик привел полезные ссылки для тех, кто хочет поскорее вывести свой сайт из-под фильтров:

Мультирегиональное продвижение: особенности и сложности на примере федеральной риэлторской компании

Ярослав Егоров (Russian Promo) на примере сотрудничества с федеральной риэлторской компанией подробно рассказал об особенностях мультирегионального продвижения

IBC Russia 2014: «Алгоритмы автоматизированного составления и группировки семантических ядер»

С 27 по 28 ноября 2014 года, в Москве проходила крупнейшая отраслевая конференция для рынков интернет-маркетинга и веб-разработки «Интернет и Бизнес. Россия»

IBC Russia 2014: «Семантическое ядро: методология и инструменты в 2014 году»

С 27 по 28 ноября 2014 года, в Москве проходила крупнейшая отраслевая конференция для рынков интернет-маркетинга и веб-разработки «Интернет и Бизнес. Россия»

IBC Russia 2014: «Исследование внутренних и внешних факторов оптимизации»

С 27 по 28 ноября 2014 года, в Москве проходила крупнейшая отраслевая конференция для рынков интернет-маркетинга и веб-разработки «Интернет и Бизнес. Россия»

Алгоритмы аннотирования, влияние на сниппеты и примеси в выдаче

Обосновывая необходимость управления сниппетами (аннотации сайтов в выдаче), важно понимать, что трафик получаемый продвигаемым сайтом из поисковой выдачи, равен произведению...

IBC Russia 2014: «Изменения на рынке поискового продвижения»

С 27 по 28 ноября 2014 года в Москве проходила крупнейшая отраслевая конференция для рынков интернет-маркетинга и веб-разработки «Интернет и Бизнес. Россия»