Алексей Чекушин: Королёв затрагивает все типы запросов

Поисковое продвижение сайтов

Магомед Чербижев пообщался с Алексеем Чекушиным (Head of Search Tech в Ostrovok.ru) о поисковом продвижении сайта услуг и других актуальных темах, связанных с SEO.

Часть 1. Королёв, запросы смешанного интента (коммерческий и информационный) и текстовые анализаторы

Вопрос. Королёв — это только про информационные запросы?

Нет, Королёв затрагивает все запросы. Вопрос в степени влияния. Яндекс утверждает, что на информационных запросах его влияние заметнее. Мои наблюдения это подтверждают. Предполагаю, что это связано со средним объемом текста в документах по коммерческим и информационным запросам. По последним он в разы больше. Это дает возможность алгоритму работать лучше.

Можно сказать так: Королёв это ПФ (поведенческие факторы), только для НЧ и мНЧ запросов?

Нет, это тот случай, когда упрощение приводит к неверному представлению. Королёв использует данные пользователей для формирования обучающих выборок, но опирается он на текст документа.

Как Королёв отразится на коммерческих НЧ и мНЧ?

Станет существенно проще группировать НЧ запросы. К лексемам и синонимам добавятся тематичные слова. Это упростит оптимизацию страниц под большое число запросов. Одновременно с этим возникнет (точнее — уже возникла) проблема с размыванием типов запросов. Больше запросов будет переходить в статус смешанного (комм+инфо), что существенно осложнит продвижение.

Как информационный раздел на сайте услуг влияет на продвижение коммерческих запросов?

Например, вы под один и тот же запрос делаете информационный и коммерческий контент на разных страницах. А запрос смешанного интента (коммерческий и информационный). В этом случае у вас будет серьезная конкуренция между страницами за место в топе. И информационная частенько будет перебивать коммерческую. Если же у вас такой конкуренции нет, то проблем от информационного раздела не будет.

Сегментация смысловых дублей на разные страницы снова актуальна? Если у ключа есть синоним, имеет смысл создавать и оптимизировать отдельную страницу, даже если возникает смысловое дублирование?

Это зависит от топов. Есть смысловые дубли, которые как ни пихай на одну страницу, вряд ли вылезут. Навскидку — «смартфоны», «мобильные телефоны», «сотовые телефоны». А есть те, которые можно объединять. И вопрос не столько в смысле, сколько в вашей возможности вывести всё на одной странице. Это зависит от типов запросов (один из «смысловых дублей» может быть информационником, например). А также от возможности семантически объединить запросы в оптимизации. И Королёв с Палехом последнюю задачу существенно упрощают. В теории 🙂

Текстовые анализаторы уже не работают (ходят слухи). В каких случаях они не работают?

Текстовые анализаторы перестанут работать, когда поиск перестанет учитывать текстовые факторы (не путать с SEO-текстами, факторы учитывают множество зон документа). Мы можем скорее говорить об отдельных видах запросов, где ранжирование в слишком малой степени зависит от текстовых факторов или использование анализатора неактуально из-за малого времени жизни запроса (по новостным запросам, например). Слухи распускают те, кто по текстовым анализаторам разбирал только SEO-текст 🙂

Как эффективно использовать текстовые анализаторы?

Для начала, выбрать правильный анализатор. Вот чек-лист, что должен уметь делать анализатор:

  1. Корректно разбивать документы и лемматизировать.
  2. Корректно формировать из запросов вхождения, которые оценивает поиск (однословники, двусловники (прямые, обратные, с перестановкой, с пропуском, более длинные) и уметь их находить в документе.
  3. Корректно вычислять значения по топу для каждого вхождения и для каждой зоны документов (в идеале — интервальным методом, но медиана в принципе тоже сойдет. Видите среднее — можно выбрасывать).
  4. Иметь непонятную для юзера, но очень нужную для расчёта специальную зону <body> (которая отвечает за подсчёт вхождений, которые есть, но которые нельзя однозначно отнести к какой-либо зоне). Иначе — занижение уровня вхождений.
  5. Делать подсчёт не только словоформ в отдельности, но и по лексемам в совокупности. Иначе — занижение уровня вхождений.
  6. Корректно уметь проводить межзапросное скрещивание (пересечение значений вхождений по разным запросам). Это, пожалуй, самый сложный и самый замутный этап, но без него невозможно проводить анализ по более чем одному запросу.
  7. Уметь вкладывать вхождения друг в друга за пользователя (фиг это оптимизатор сам сделает правильно, много раз проверяли).

Дальше вам нужно подготовить данные для анализа. Подготовка данных включает:

  • Сбор семантики.
  • Кластеризация по hard (строго по hard!).
  • Объединение кластеров для формирования семантики страницы (по 5 признакам типов запросов + семантическая близость).
  • Выборка из получившихся запросов тех, которые дают 80% суммарного search volume.

Эти запросы уже можно подавать в анализатор. Подавать нужно получившуюся пачку одним куском. Когда получите результат, дальше задача оптимизатора — правильно его интерпретировать. Например, если анализатор показал штук 20 вхождений в теге <a> — это говорит о структуре страницы, а не о том, что эти вхождения нужно в тексте делать 🙂 И обязательно оптимизатор должен разобраться, как работает в анализаторах дополнительная зона <body>, большинство ошибок связаны с ней.

Часть 2. Агрегаторы и локальное SEO

Агрегаторы еще долго будут править балом?

Долго. Агрегаторы предоставляют юзеру более удобный сервис. Когда вы ищете «доставка еды», вам что хочется видеть — отдельный ресторан или агрегатор, где их можно сравнить и заказать из понравившегося? Однако агрегаторы приживаются не везде. Я что-то не припоминаю успешных агрегаторов пластиковых окон или натяжных потолков 🙂

Когда Яндекс внедрит локальное ранжирование — отличное ранжирование в разных районах городов по таким запросам как (стоматология + район/метро, салоны красоты + район/метро, шиномонтаж + район/метро)?

Вопрос наверное нужно задать сотрудникам Яндекса 🙂 Это действительно актуальная проблема для локального поиска, но как она решается (или не решается), я не знаю.

Как работает локальное SEO под Яндекс сейчас?

В целом примерно так же, как и пару лет назад. Никаких радикальных нововведений не произошло. Яндекс всё так же на ходу меняет правила.

«Нужен телефон 8-800, это хорошо и правильно. А теперь нет, нужен локальный. Ой, мы забыли вам об этом сказать? Ну бывает. Ой, а теперь снова котируется 8-800. А теперь снова нет».

Поэтому нужно следить за ними и не стесняться периодически спрашивать платонов. Лучшая стратегия сейчас — региональные подпапки или субдомены. Подпапки — когда у вас есть локальные офисы. Субдомены — когда нет. Обусловлено это различие методами привязки региона.

Часть 3. SEO-практика (вопросы, связанные с практикой)

Блог на сайте услуг реализуем на поддомене или через внутреннюю папку? Почему?

Не имеет значения. Технически поддомен имеет ряд особенностей, но это важно для реализации мобильной версии или региональных страниц на субдоменах. А информационный контент — без разницы.

Как решить проблему с дублями контента на мультигородском сайте услуг (с одним доменом)?

Для начала стоит понять — а есть ли вообще проблема. Дубли контента внутри сайта не столь вредят ранжированию, как принято считать в сео-сообществе. Куда опаснее дубли контента на других сайтах. Проверить можно просто — закрыть от роботов дублирующий контент и посмотреть, что будет происходить с позициями. Если сильно растут — придётся принимать меры либо к закрытию дублирующего (например — вообще не отдавать его роботам, <noindex> только для Яндекса работает) или к его уникализации (ручками или шаблонными решениями).

Учитываются ли поведенческие при чтении текста, как заявляют некоторые яндексоиды? Или поведенческие просто общие, для всей страницы?

Ну очевидно учитываются, пользователь ведь когда читает текст — он водит мышкой, скроллит. Всё это может трекаться и писаться как время активности юзера на странице. Если же вопрос именно про процесс чтения текста, то чисто технически отследить чтение — решаемая задача. Но вот насколько это возможно реализовать в масштабе Яндекса (когда идут данные более чем от четверти всех пользователей Рунета) я однозначно сказать не готов.

Есть ли возможность передать ПФ со страницы А странице Б?

Наверняка вам на этот вопрос ответят только сотрудники Яндекса 🙂 Я же позволю себе предположить, что если вы, например, заклеите страницу А на страницу Б каким-либо образом (каноникал, 301), то при определённых условиях (если реально склеятся) ПФ действительно перейдут, как и остальные документные факторы. Нужно ещё понимать, что ПФ в Яндексе очень многогранны и связаны далеко не только со страницей сайта.

Какими средствами стоит дожимать до ТОПа запросы, находящиеся на 10 / 20 / 30 позициях в поиске Яндекс?

Универсального решения тут нет. Зависит от конкурентности, типа запроса, вашего сайта и конкурентов, с которыми вам предстоит бодаться в топе. Что является общим для всех случаев — так это усложнение формулы по мере того, как вы пробираетесь наверх. Чем выше вы — тем сложнее формула и тем больше факторов она учитывает. Старайтесь давить сразу на все факторы, т.к. каждый фактор в отдельности имеет предел, выше которого его наращивать смысла нет. Конкретнее — это как минимум для конкретного типа запроса. Ну а если мы про гугл — нужно больше <s>золота</s> ссылок 🙂

Коммерческий ВЧ (услуги) в ТОП-10 Яндекса (Москва), но его нет в ТОП-50 Google (Москва). Что делать, как улучшить позиции в Google?

Делать ссылки. Почти все случаи, когда запрос в топе в Яндексе и его нет в Гугле — это малое ссылочное хоста/страницы. Как поставить ссылки для Гугла так, чтобы при этом одновременно не уронить Яндекс — отдельная сложная тема. В рамках интервью не поместится 🙂


Подробно о том, как продвигать сайты услуг я буду рассказывать на своем мастер-классе «Продвижение сайта услуг» 7–9 октября в Москве. Мастер-класс для тех, кто продвигает свои услуги в поисковых системах, например, заказ такси, заказ эвакуаторов, медицинские услуги, стоматология, турагентства и многие другие.

Подпишитесь на рассылку новостей. Никакого спама!

Оцените статью
Поделитесь статьей с друзьями
madcats.ru
X